Диалоги с тостером
Директор департамента по стратегическим технологиям Microsoft Михаил Черномордиков рассказал theRunet о том, как ИИ проник в банки, рестораны и автомобильный бизнес, а также, каким он видит будущее благодаря внедрению технологий Big Data.
Еще 5-10 лет назад сложно было представить, что технологии сделают такой скачок вперед. Мы давно попрощались с дискетами, пейджерами и проводным интернетом. А умные машины и искусственный интеллект незаметно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы настолько привыкли, что даже не задумываемся, когда виртуальные ассистенты в смартфонах распознают наш голос и могут подсказать дорогу до ближайшей кофейни, Facebook предлагает геолокацию для фотографий, а Amazon индивидуально подбирает продукты для показа каждому посетителю в соответствии с его предпочтениями. И сегодня искусственный интеллект – уже не привилегия таких ИТ-гигантов, как Microsoft, Google, Facebook и IBM, а действительно массовый продукт, обычная часть нашей жизни.
По прогнозу Accenture, к 2035 году искусственный интеллект сможет увеличить темп экономического развития вдвое. По оценке Tractica, доходы от использования искусственного интеллекта в мире вырастут с 643,7 млн долл. в 2016 году - до 36,8 млрд долл. в 2025 году. Уже сегодня существует множество примеров применения искусственного интеллекта в самых различных областях.
Банки-первооткрыватели
Представители банковской сферы активней остальных из нетехнологической сферы используют инновации. Этому есть несколько причин: во-первых, финансовая сфера больше других подвергается кибератакам, соответственно, должна применять самые современные решения, чтобы им противостоять. Во-вторых, конкуренция в финансовой сфере подстегивает к борьбе за каждого клиента. Серьезно изменила банковскую отрасль также технология блокчейн, которая активно внедряется для проведения более быстрых и более защищенных сделок с использованием криптоалгоритмического шифрования.
На Всемирном Экономическом Форуме в 2016 году блокчейн был признан будущим финансовой индустрии. Сегодня любая компания может оперативно внедрить блокчейн, используя готовую инфраструктуру Blockchain-as-a-Service из облака Azure. Так, Microsoft и Bank of America в конце 2016 года объявили о создании проекта по использованию технологии блокчейн в финансовых операциях. Компании планируют создать на основе блокчейн базовую версию программы для клиентов.
В России Росевробанк на базе технологии блокчейн создал прототип системы удаленной идентификации клиентов. Эта децентрализованная система дает возможность клиентам пользоваться услугами и продуктами других банков без необходимости посещения офисов. Пользователю достаточно будет через приложение запросить услугу другого банка, клиентом которого он не является, а банки с помощью технологии блокчейн самостоятельно проведут идентификацию.
В России также о важности применения искусственного интеллекта в банкинге неоднократно высказывался глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, уже сейчас половина решений, которые еще пять лет назад принимались людьми, принадлежит машинам. Через пять лет примерно 80% будут приниматься искусственным интеллектом.
Тренд очевиден – финансовые компании уже сложно отличить от ИТ-компаний, так как большую часть операций в них выполняют умные алгоритмы. Результат – скорость и безопасность транзакций, минимизация количества ошибок, обусловленных человеческим фактором, повышение лояльности клиентов. Использовать технологические преимущества искусственного интеллекта так же естественно для финансовых структур сегодня, как для людей дышать воздухом.
Ритейл угадает ваши желания
Еще одной областью, в которой технологии искусственного интеллекта постепенно завоевывают все новые вершины, является ритейл, где благодаря инновациям бизнес теперь может более точно предсказывать покупательское поведение. Битва между ритейлерами за внимание клиента не прекращается, и компании сферы просто вынуждены искать новые способы привлечения и вовлечения потребителей. В этом им помогают инновационные технологии.
Компьютерное зрение, датчики интернета вещей и предиктивная аналитика — компании идут на все, чтобы стать ближе к аудитории. Сбор и обработка Big Data в облаке позволяет анализировать эластичность спроса и предложения, уровень вовлеченности и другие маркетинговые показатели, необходимые распространителям товаров широкого потребления. Уже есть сервисы, которые позволяют о рекламодателям найти в сети посетителей их офлайн-магазина или тех, кто был у их конкурентов.
Крупный американский ритейлер Nordstrom Rack внедрил систему от Footmarks, которая разработана на базе облака Azure. Программа отслеживает покупательское поведение с помощью меток, расположенных в магазинах: какие отделы и какие товары наиболее востребованы, какие промо привлекают внимание, а какие – нет. Это позволяет владельцам бизнеса лучше понимать предпочтения клиентов и предоставлять им более релевантные предложения in-store.
В России гипермаркет «Мега Белая Дача» использует систему Guaranacam.. Технологии компьютерного зрения анализируют информацию о передвижении покупателей с камер. На основе полученных данных можно делать выводы об эффективности рекламы и поведению посетителей торгового центра.
Если внедрение технологий в сфере будет продолжаться так же стремительно, то уже завтра, возможно, зайдя в магазин, мы не увидим привычных полок: вместо этого, нам предложат индивидуальную, с выбором только тех продуктов, которые нам нужны. К примеру, если вы предпочитаете определенный бренд молока, именно его вам предложит умный супермаркет. Это значительно сократит время похода в магазин обычному человеку.
Умные рестораны предложат подходящее вам меню
Искусственный интеллект изменит и наши представления о заказах еды в кафе и ресторанах. В ресторанном бизнесе существует огромный простор для внедрения технологий искусственного интеллекта.
В будущем заведения общественного питания смогут предоставлять индивидуальные блюда и запоминать выбор каждого посетителя, решая проблему трудности выбора из фиксированного меню. В Пекине уже открылся ресторан KFC, где посетители фотографируются при входе, а специальный алгоритм, анализируя их пол, возраст и настроение, предлагает подходящие им блюда из меню. Система также узнает постоянных клиентов.
В США вендинговые машины Mars оснащены специальными сенсорами, которые собирают данные. Благодаря пакету когнитивных сервисов Microsoft Cortana Intelligence Suite и инструмента для работы системы интернета вещей IoT Suite эти данные анализируются, чтобы лучше управлять поставками конкретных наименований товаров в соответствии со спросом. Искусственный интеллект также позволяет предугадывать популярность той или иной продукции.
Новая авто-реальность
В такой сложной сфере как проектирование моделей автомобилей и урбанистическое планирование, существенно облегчить работу людям помогут технологии виртуальной и смешанной реальности. Вручную замерить объект, учесть все дороги и дорожные особенности на карте, смоделировать детали автомобиля без возможности их заранее протестировать – без современных технологий это заняло бы несколько лет. С технологиями все стало гораздо проще.
К примеру, Microsoft HoloLens используется для создания прототипов в программе проектирования CAD – модель проецируется на реальное физическое пространство. Компания Volvo стала первой, кто внедрил эту технологию для дизайна своих автомобилей. Инженеры Volvo используют Hololens для симулирования каждой детали в разрабатываемой модели и могут смоделировать сценарии их совместной работы в различных условиях, в том числе, и в краш-тестах.
Каждый беспилотный автомобиль Tesla Car собирает и отправляет в облако информацию о состоянии дорог. Соответственно следующая машина, уже зная, сможет объехать кочку или вписаться в особо сложный поворот. Таким образом, с помощью непосредственного эксплуатирования, создается крупнейшая база данных дорог.
Использование современных программ на базе искусственного интеллекта экономит специалистам время и позволяет быть в сотни раз продуктивнее – целесообразность их применения не вызывает вопросов.
А что дальше?
Высокие технологии уже перестали быть привилегией и проникли в каждый дом. Произошла так называемая «невидимая революция» - умные машины окружили нас и сделали мир более комплексным, интересным и комфортным. Сегодня Microsoft заявляет о планах внедрения своего голосового помощника Cortana даже в бытовую технику – стиральные машины и тостеры – чтобы они могли говорить с нами на одном языке, а Марку Цукербергу дома помогает виртуальный ассистент Jarvis. И это – только начало: устройств будет больше, и они станут доступнее, а такие ассистенты будут в каждом доме, каждом магазине и ресторане.
Этот и последующие годы пройдут под девизом «персонификация». Персонализированные интерфейсы уже умеют общаться с людьми и создают индивидуальные предложения, повышая как производительность работы, так и лояльность клиентов. Распознавание лиц, голоса и эмоций, предсказывание развития бизнес-сценариев, автоматический синхронный голосовой перевод, который уже сегодня доступен в Skype Translator, изменили не только саму технологическую отрасль, но стали жизненно необходимы в каждом аспекте нашей жизни.
Технологии Big Data позволяют заглянуть в будущее и не совершать ошибок, экономя время и средства. В таких реалиях бизнес просто не сможет существовать, используя старые модели взаимодействия с клиентом, придется внедрять новые технологии, которые развиваются и совершенствуются с невероятной скоростью. Вместе компании становятся драйверами этой технологической революции и, популяризуя инновации, вносят свой вклад в развитие искусственного интеллекта.
Автор: Михаил Черномордиков, директор департамента по стратегическим технологиям Microsoft Россия
Источник: theRunet