Новостная лента

28.03.2024

JCDecaux внедряет глобальную систему programmatic-продаж в аэропортах

Французский оператор наружной рекламы JCDecaux объявил о запуске единой системы programmatic-продаж в всех аэропортах, где присутствует (153 аэропорта).

далее... 27.03.2024

Russ устанавливает самый большой цифровой экран на Московском вокзале в Санкт-Петербурге

ГК Russ установила на Московском вокзале в Санкт-Петербурге самый крупный цифровой экран среди подобных рекламных панелей, размещенных на железнодорожных вокзалах России.

далее... 18.03.2024

Депутаты Госдумы предлагают пролонгировать контракты на размещение рекламных конструкций

Группа депутатов Госдумы подготовила законопроект, который позволяет операторам наружной рекламы пролонгировать контракты на размещение рекламных конструкций на государственной и муниципальной собственности.

далее... 29.12.2023

Письмо редакции

В декабре все подводят итоги года. Редакция All-Indoor опубликовала за год свыше 250 новостей, 30 рассылок и 20 кейсов.

далее... 28.12.2023

В 2024 году рекламный рынок может превысить 1 трлн рублей

По итогам 2023 года он увеличится на 20–27% и составит рекордные 645–702 млрд рублей.

далее... Все новости

Indoor-навигация

28.07.2016
В разгар летних скидок самое время разобраться, как современные технологии помогают ретейлерам заработать, а покупателям сэкономить.

1
Геолокация снаружи и внутри

Смартфон всегда может определить местоположение своего владельца с помощью спутниковых ГЛОНАСС и GPS или приложений «Яндекс.Карты», «Google Maps», определяющих местонахождение устройств по IP-адресу, точкам доступа Wi-Fi, ячейке сотовой сети или по тем же GPS-координатам.

Но иногда людям может оказаться крайне полезной навигация внутри помещений, так называемая indoor-навигация. Indoor-позиционирование – отличный помощник для ориентирования в огромных зданиях вроде аэропортов, торговых центров, музеев, производственных помещений или больших офисных комплексов, где людям сложно сразу найти необходимый магазин, кабинет или терминал. В этом случае предполагается достаточно точное определение местоположения – погрешность не должна превышать расстояния в 1-2 метра. Система определения местоположения внутри помещений может быть реализована одним из следующих способов:
GPS;
позиционирование по сотовым сетям;
оптические системы;
инерциальные системы;
трилатерация на базе Bluetooth/ Wi-Fi передатчиков;
магнитометрия;
радиокарты сигналов Bluetooth/ Wi-Fi;
встроенные датчики (гироскоп, компас, акселерометр, барометр, альтиметр);
камеры;
светодиодные лампы;
магнитные датчики и другие.

Система GPS доступна на каждом смартфоне, но в здании определить местоположение с необходимой точностью с помощью GPS практически невозможно. Такая же ситуация обстоит с использованием сотовых сетей. Трилатерация на базе Bluetooth/ Wi-Fi передатчиков имеет погрешность 10 метров, радиокарты сигналов Bluetooth/ Wi-Fi – 5 метров. Остальные способы либо сложно реализовать, либо они не обеспечивают точность измерений. Существует еще один метод, основанный на применении маячков, и именно он за последние несколько лет получил самое широкое распространение. Сущность метода очень простая – по всему зданию устанавливаются маячки с низким энергопотреблением, транслирующие сигналы, которые принимает и преобразует смартфон, определяя местоположение объекта в здании. Маячки, закрепленные в здании, легли в основу не только indoor-навигации, но и других интересных возможностей в рамках location based services (LBS).

Технология iBeacon – новый тренд LBS

LBS – это геолокационные сервисы, определяющие местоположение смартфонов и используемые для решения различных задач: информирования, развлечения, привлечения посетителей, маркетинга, сбора статистики.

По сути «Яндекс.Карты», «Google Maps», социальные сети с возможностью регистрации точек нахождения на карте («Вконтакте», «Instagram», «Facebook», «Twitter» и др.), сервисы вроде «FourSquare», «All4geo», «AlterGeo» тоже имеют отношение к LBS. Кроме того, LBS нашли широкое применение в маркетинге благодаря технологии iBeacon, разработанной компанией «Apple» в 2013 году и встроенной в iOS 7 и последующие версии. Сейчас технология доступна и для Android-устройств.

Технология iBeacon («beacon» - маяк) используется как система  indoor-позиционирования, позволяющая организациям рассылать рекламу (push-уведомления) и другую информацию на устройства пользователей, проходящих недалеко от места расположения этих организаций. Суть технологии заключается в следующем: маячок излучает определенные сигналы стандарта Bluetooth Low Energy (также известный  как Bluetooth SMART) с определенной периодичностью от нескольких секунд до долей секунды. Сигнал содержит в себе уникальный идентификатор UUID - Universally Unique Identifie и другую служебную информацию. Когда смартфон попадает в зону действия маячка, на него приходит push-уведомление. Важное замечание – владелец смартфона сможет получить нотификацию только в том случае, если на его смартфоне:
а) доступно подключение по Bluetooth (отображается характерный значок Bluetooth в верхнем правом углу экрана);
б) имеется приложение той компании, которой принадлежит этот маячок.

В целом технология iBeacon содержит в себе 3 компонента – iBeacon-маячки, приложение и сервер, который имеет доступ к базам данных, содержащим материал для рассылки и информацию о местоположении излучателей.

Каждый маячок – это автономное устройство, питание которого осуществляется от батареек, а период бесперебойной работы обычно не превышает 1,5-2 года. Маячок для помещения обеспечивает дальность действия от 25 до 100 метров (в зависимости от производителя и модели). На распространение сигнала влияют стекла, стены, предметы и другие препятствия. Сигнал может «поймать» любое устройство с включенным Bluetooth – смартфоны, планшеты, смарт-часы и другие гаджеты, на которые можно установить приложение. Маячки не передают никакой информации, кроме идентификаторов, уведомления на смартфоны приходит от приложения, которое отреагировало на сигнал маячка, благодаря встроенным кодам, где содержатся их ID.

Технология iBeacon может быть реализована несколькими способами. Самые распространенные из них:

установка маячка, за счет которого на мобильные телефоны приходят уведомления, реклама и специальные предложения;

установка большого количества маячков, которые образуют своеобразную сеть и обеспечивают навигацию на территории торговых площадей и других локаций с помощью соответствующего приложения. При построении такой сети важно учитывать множество нюансов, в частности, соблюдение условий трилатерации, но безусловным плюсом является высокая точность определения местоположения.

Применение и реализация

Технология iBeacon может быть использована в следующих сферах:

Продажи или так называемый геолокационный маркетинг (proximity marketing). Причем неважно, какая компания предлагает свои услуги – супермаркет, салон красоты или автомастерская, маячки могут быть установлены в любом помещении, а проходящие мимо покупатели получат уведомления о новых товарах, акциях, скидках. Кроме этого, покупателю могут быть предложены товары на основании интернет-поиска или предыдущих покупок. Сценарий работы с потребителем может быть разным, все зависит от фантазии заказчика. Кстати, iBeacon позволит не только привлекать покупателей, но и собирать статистику о них, поможет рассчитать эффективность продаж и т.д.

Вокзалы, аэропорты – технология используется в качестве вышеупомянутой indoor-навигации. Bluetooth маячки позволяют создавать интерактивную навигационную карту с указанием мест расположения кафе, магазинов, терминалов. Посетителям могут приходить уведомления от администрации аэропортов и вокзалов, информация о начале регистрации, посадке и многое другое. В приложение могут быть интегрированы подсказки, аналитика мест скопления людей, реклама.

Экспоцентры – здесь iBeacon решает задачи геолокации внутри помещений (как найти кафе, определенный стенд, стойку регистрации) и информирования посетителей (расписание форума, автоматическая регистрация, анализ перемещения людей по территории) таким же образом, как и в аэропортах. Также могут быть установлены маячки, с помощью которых посетители будут получать необходимую информацию об определенных стендах, если будут проходить мимо них.

Стадионы – система позволит посетителю проложить маршрут до своего места, получить уведомления от организаторов мероприятия и администрации стадиона, познакомиться с программой мероприятия, узнать, где скопилось наибольшее количество людей и многое другое.

Музеи, театры, галереи, выставки – здесь indoor-навигация может быть дополнена подробной информацией о каждом экспонате и его авторе, рекомендациями маршрутов для просмотра выставки, предоставлением информации о новых экспозициях.

Гостиницы, рестораны, кафе – приложение от заведения может содержать эксклюзивные предложения только для тех, кто сейчас находится в нем, опросы по обслуживанию, информацию от служб заведения и так далее. Владельцы компании смогут получить статистику посещаемости и аналитику по местонахождению посетителей.

Кроме перечисленных организаций, технология iBeacon может быть применима к производственным предприятиям, фитнес-клубам, учебным заведениям, медицинским учреждениям, рекламным агенствам. Еще одно небольшое уточнение: технология iBeacon может не только обслуживать клиентов, но и собирать аналитический материал для руководства, причем не только о поведении клиентов, но и о поведении сотрудников. Если маячки установить в здании, а всем сотрудникам выдать специальные носимые радиометки или установить приложение на смартфоны, то появится возможность отлеживать местоположение персонала, контролировать время прихода, ухода и обеденных перерывов, наблюдать за перемещениями сотрудников online и анализировать всю собранную статистику. Такая схема работы iBeacon может быть полезна для анализа рабочего процесса охранников, уборщиков, офисных работников, строителей, продавцов-консультантов и других сотрудников.

О том, где реализована технология iBeacon в мире и, в частности, в России, рассказал технический директор компании «My-Beacon» (Санкт-Петербург) Евгений Носовицкий: «В зарубежных странах технология iBeacon успешно развивается уже несколько лет. За это время было реализовано много крупных значимых проектов, которые доказали всему миру окупаемость и финансовую выгоду от внедрения технологии:
метрополитены Лондона, Сингапура, Нью-Йорка
аэропорты Хитроу, Лос-Анджелес
сеть магазинов Macy’s, США
рестораны быстрого обслуживания McDonald's
кофейни сети Starbucks
производитель супов Knorr, Швеция
магазины Apple Store
сеть магазинов American Eagle Outlets, США
«Тренажёр разминёра», Новый музей Нью-Йорка, США
беспроводные стрим-видеокамеры Bufferfeye.

Проекты по indoor-навигации, реализованные на наших метках iBeacon: навигация на форуме «РИФ+ КИБ 2015», фестиваль «ВКонтакте», навигация по музеям, контроль сотрудников в строительных гипермаркетах и т.д.».

Метки iBeacon были установлены также в магазине H&M в Стокгольме, в зоопарке «Аделаид» в Австралии, некоторых аптеках Латвии и во многих других локациях. Таким образом, в зарубежных странах технология iBeacon стала полноценным инструментом маркетинга. В России она воспринимается скорее как необычный, но стильный аксессуар. Многие российские компании вообще не знакомы с iBeacon, а если и знакомы, то не считают ее необходимой и эффективной, так как далеко не все посетители устанавливают приложения и включают Bluetooth на смартфоне. Но здесь стоит заметить, что технология не имела бы смысла, если бы уведомления о скидках получали все, кто прошел мимо магазина. Это похоже на раздачу листовок. Воспользуются предложением только те, кому это интересно, а остальных постоянные уведомления будут раздражать. Но если посетитель торгового центра сам скачал приложение интересующего его бренда, то он будет только рад зайти в магазин и получить скидку. Технология iBeacon нацелена на работу с лояльной аудиторией. И все же варианты маркетинга без использования приложений существуют, например, рассылка купонов, привязанных к меткам iBeacon, по смс или E-mail. Купоны сохраняются в штатном для iOS и Android приложении Passbook (Wallet), а затем «всплывают», когда посетитель попадает в зону воздействия метки. Еще один вариант – технология Google Eddystone, аналог iBeacon. Здесь пользователь получает не push-уведомление, а ссылку на сайт компании или сайт со скидками. Для этого нужно провести вниз по главному экрану смартфона, на котором расположен поиск Google по умолчанию и строка поиска. Этот вариант предназначен в основном для Android-устройств, пользоваться им с iPhone неудобно, так как на этих смартфонах по умолчанию установлен другой браузер.

Что касается Bluetooth, то во всех последних обновлениях iOS по умолчанию активируется передача данных по Bluetooth, кроме того, многие автомобилисты и другие любители гаджетов используют Bluetooth-гарнитуры, наушники, фитнес-браслеты и «умные» часы. По статистике, в России 25% владельцев смартфонов включают Bluetooth, а в США этот показатель еще выше – 45-50% и процент растет. По исследованиям агентства Research and Markets рынок iBeacon вырастет на 200% к 2019 г. Уже сейчас в мире насчитывается 400 млн. устройств с предустановленной технологией iBeacon.

«В России в связи с не лучшей экономической обстановкой нет должного уровня интереса на сегодняшний момент. Тем не менее, можем отметить повышение интереса – он намного выше, чем 1-2 года назад. Хотя проектов на сегодня все равно мало, рынок только формируется», - рассказал коммерческий директор компании «iBecom» (Москва) Алексей Кузьмин.

Рынок пока развивается на уровне пилотных проектов, и все-таки ряд успешных кейсов, кроме перечисленных ранее, уже существует. В 2014 году технология iВeacon появилась в книжном магазине «Республика» в Москве. В 2015 году маячки iВeacon были установлены в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ). Внедрением системы занималась компания-интегратор «Getsy». Также в 2016 году маячками оснащалась вся территория Петербургского Международного экономического форума (компания «iBecom»). Не остались в стороне и магазины – сети «Love Republic» и «Obuv.com», где разработкой приложения и установкой маячков занималась петербургская компания «Notissimus». В апреле этого года была развернута сеть с маячками в московском торговом центре «Афимолл Сити» (компания «Shopster»). И это далеко не полный перечень кейсов с использованием Bluetooth-маячков, реализованных российскими beacon-сервисами. Кроме организаций, занимающихся интеграцией и разработкой приложений для технологии iBeacon, но при этом использующих маячки, купленные за границей («Notissimus», «Mobecan» «Neklo» и другие), в России уже существуют отечественные производители меток и другого сопутствующего оборудования (к примеру, «iBecom», «Indoors Navigation», «My-Beacon»).

Российские производители и интеграторы iВeacon уже готовы к работе с широким кругом клиентов, остается надеяться, что рынок проектов в области indoor-навигации и proximity-маркетинга в нашей стране будет расширяться, а компании смогут по достоинству оценить финансовую выгоду таких решений.

Автор: Анна Ионова  

Источник: iot.ru

Просмотров: 4544 Назад к списку
-->