«Семь пятниц»: скандал за скандалом
В Уральское представительство федеральной газеты «Потребитель» обратились жители Екатеринбурга, проживающие в районе ВИЗа. На днях по подъездам здешних высоток были массово разбросаны рекламные листовки сети алкомаркетов «Семь пятниц». Материалы оказались в распоряжении наших журналистов. Опрошенные юристы утверждают, что торговая сеть нарушила сразу несколько базовых требований федерального законодательства о рекламе. Некоторые эксперты сравнивают оголтелые действия «Семи пятниц» с агонией: за последнее время ретейлер вынужденно закрыл около сотни своих магазинов и погряз в судебных тяжбах по искам обманутых контрагентов.
Листовку возмущенные екатеринбуржцы обнаружили в своих почтовых ящиках. Наглядно рекламируется алкоголь на любой вкус: пиво, вино, шампанское, водка, виски, коньяк… «Предложение с 29 по 11 ноября». «Купи любой товар на 300 рублей, вырежи купон, выиграй Ipad», - так рекламодатель заманивает потребителей в свои магазины.
Юристы, к которым обратились жители Екатеринбурга, усматривают грубейшие нарушения. Так, статья 21 федерального закона «О рекламе» разрешает рекламировать крепкую алкогольную продукцию (с содержанием этилового спирта более 5%) «только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов». Очевидно, что подъезд жилого дома к таким заведениям не относится.
Далее. «Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади». Мы специально разместили сканы листовок «Семи пятниц», чтобы любой читатель мог удостовериться: обязательная надпись с предупреждением едва занимает пять процентов площади рекламоносителя.
Федеральный закон также запрещает рекламировать «стимулирующие мероприятия, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции». Листовка почти полностью посвящена алкоголю, зазывает покупателей потратить хотя бы 300 рублей на «любой товар» ради участия в розыгрыше планшета. Если бы руководство ТС «Семь пятниц» занимало законопослушную и социально-ответственную позицию, то имелось бы ограничение: алкогольные покупки в акции не участвуют (но никак не «любой товар»). Но такого упоминания в скандальном буклете нет!
Если копнуть глубже, то перечень претензий можно существенно расширить. Например, как запрет рекламировать алкоголь среди несовершеннолетних соотносится с распространением листовок в подъездах, где доступ к такой рекламе имеет любой ребенок? Или насколько соблюдается запрет на интернет-рекламирование спиртного? В той же листовке указаны ссылки на страницу рекламодателя в сети «В контакте» и QR-код сайта «Семи пятниц».
Жители Екатеринбурга взывают к руководителю управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Дмитрию Шалободову и надеются на вмешательство других надзорных органов в эту вопиющую ситуацию. Стоит отметить, что в последнее время сеть «Семь пятниц», подконтрольная семьям Чамовских и Гусевых, фигурирует в многочисленных скандалах. Поставщики и работники обвиняют ретейлера в хронических неплатежах и сомнительных финансовых операциях. Согласно недавно опубликованным сведениям, работа «Семи пятниц» построена через запутанную схему юридических лиц, в том числе оффшорных фирм на Кипре и Сейшельских островах. Несколько недель назад половина учредителей сети алкомаркетов (семья Гусевых) уехала из России.
Источник: «Потребитель»