Новостная лента

09.07.2024

Вирусная реклама Wildberries и Russ стала массовым флешмобом

Рекламное сообщение от Wildberries и Russ вызвало цепную реакцию среди крупных российских компаний, став масштабным флешмобом.

далее... 01.07.2024

Magniflex запускает кампанию "Спите спокойно, мы вам не позвоним" для повышения лояльности потребителей

Известный производитель матрасов Magniflex запустил оригинальную кампанию, обещая потребителям избавление от надоедливых звонков, что повысило их лояльность.

далее... 19.06.2024

VIA Rail и Cossette запустили оригинальную рекламную кампанию о новых поездах

Канадский железнодорожный перевозчик VIA Rail и агентство Cossette представили юмористическую OOH-кампанию, которая привлекает внимание к новым поездам без их показа.

далее... 16.06.2024

McDonald’s запустил кодовую рекламную кампанию для программистов

McDonald’s использует двоичный код и программные концепции для новой омниканальной рекламной кампании, специально нацеленной на программистов.

далее... 11.06.2024

United Airlines внедрила таргетированную рекламу на борту своих самолетов

United Airlines начала использовать персональные данные пассажиров для показа таргетированной рекламы на экранах в спинках сидений.

далее... Все новости

Коммерческая недвижимость пережила год

22.12.2023
Торговым центрам по итогам 2023 года не удалось зафиксировать выраженный рост посещаемости.

В России их совокупный трафик год к году вырос всего на 1%, в Москве даже немного сократился. О заметном увеличении посещаемости речь идет лишь в небольших объектах — на 7% за год. Для сегмента стрит-ритейла год оказался более позитивным, завершаясь резким сокращением доли вакантных площадей и 10-процентным ростом ставок за счет активности локальных фешен-брендов. Ситуация на рынке офисной недвижимости демонстрирует сдержанный оптимизм: стоимость помещений медленно растет, а вакантность снижается.

Показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в России по итогам 2023 года увеличился на 1% год к году. Разрыв с уровнем 2021 года — 7%, допандемийного 2019 года — 21%. Такие данные приводят в Focus Technologies. В Москве Mall Index в 2023 году оказался ниже уровня 2022 года на 1%, 2021-го — на 7%, 2019-го — на 25%. В Санкт-Петербурге значение на 1% превысило прошлогодний показатель, разрыв с предшествовавшими периодами 8% и 25% соответственно.

Торговая стабильность

Относительно сдержанные результаты этого года руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев связывает с высокой базой начала 2022 года: в январе—феврале уход популярных брендов и внешние факторы еще не оказывали давления на потребительское поведение. При сравнении данных за апрель—декабрь с аналогичным периодом прошлого года виден рост Mall Index на 1−3% как в России в целом, так и в крупнейших городах страны.

Наиболее позитивную динамику в этом году показали малоформатные объекты, в меньшей степени пострадавшие от ухода международных брендов, негативную — крупноформатные.

Так, посещаемость торгцентров площадью 5−20 тыс. кв. м в Москве за год выросла на 7%, больше 40 тыс. кв. м — напротив, сократилась на 6%, посчитали в Focus Technologies. В Санкт-Петербурге, по словам господина Васильева, ситуация схожая. В 2024 году эксперт рассчитывает скорее на стабилизацию посещаемости торгцентров, чем на ее существенный рост. В Москве Mall Index за год может увеличиться на 0−3% год к году, в Санкт-Петербурге — на 1−3%, рассчитывает он. «Возвращению посетителей в ТЦ будут способствовать процессы адаптации экономики»,— считает господин Васильев.

В CORE.XP констатируют, что рынок торговой недвижимости в целом прошел пик вакантности. Так, в Москве по итогам года в торгцентрах пустуют в среднем 9,7% площадей, это на два процентных пункта меньше, чем годом ранее. В 2024 году значение, по мнению консультантов, значительно не поменяется, средний уровень вакантности составит 9,2%.

Дорожающие улицы

Вакантность в сегменте стрит-ритейла, по словам директора профильного направления NF Group Ирины Козиной, в Москве сейчас 10,1%. Для пешеходных улиц показатель, по словам эксперта, за год сократился на 11,7 п. п., до 7%. Для транспортно-пешеходных — на 4,2 п. п., до 9,6%. На крупных магистралях сейчас пустуют 11,9% площадей, это на 3,3 п. п. меньше, чем годом ранее. Меньше всего пустующих помещений на Арбате (1,7%) и в Камергерском переулке (3,5%), говорит Козина.

Снижение вакантности связано с высокой активностью локальных брендов: свои магазины на центральных торговых улицах Москвы в этом году, по данным NF Group, открыли 30 компаний. Одновременно госпожа Козина говорит о высокой активности рестораторов: они занимают 44,5% площадей внутри Садового кольца. Руководитель направления street retail компании «Магазин магазинов» Марина Маркова говорит, что арендные ставки в сегменте в этом году выросли в среднем на 10%. Дороже всего площади внутри Бульварного кольца, где помещения до 100 кв. м сдаются в среднем за 13,5 тыс. руб. за кв. м в месяц. В Новой Москве показатель составляет 2,2 тыс. руб. за кв. м.

В Санкт-Петербурге, по словам руководителя отдела торговой недвижимости консалтинговой NF Group в городе Анны Лапченко, основную активность в этом году также проявляли фешен-ритейлеры. За год открылось 33 новых магазина, это в два раза больше прошлогоднего значения. 87% площадей при этом арендовали российские ритейлеры. На высокую активность модных брендов госпожа Лапченко рассчитывает и в 2024 году.

Офисное восстановление

На рынке офисной недвижимости Москвы, по словам заместителя директора департамента офисной недвижимости Nikoliers Виктории Горячевой, по итогам года пустуют 7,4% площадей, это минимальный показатель за последние два года. На достаточно активное поглощение площадей эксперт рассчитывает и в 2024 году, предполагая, что основной спрос будут формировать представители госсектора, финансового рынка, сферы профессиональных услуг. Средние арендные ставки для офисов класса А в Москве, по данным Nikoliers, сейчас составляют 35,3 тыс. руб. за кв. м в год, год к году значение увеличилось на 9,2%. Росту ставок способствует общерыночная ситуация, замечает госпожа Горячева.

В Санкт-Петербурге, по оценкам директора департамента исследований Maris Алены Волобуевой, вакантность также сократилась и по итогам года составит 8%. Спрос на рынке остается стабильным, а прирост нового спекулятивного предложения — сдержанным, поясняет эксперт. Чаще всего офисы в Санкт-Петербурге, по наблюдениям госпожи Волобуевой, снимают компании финансового и IT-секторов, в то время как активность нефтегазовых компаний сокращается. В среднем аренда офисов класса А в городе сейчас обходится в 2,1 тыс. руб. за кв. м в месяц, В — в 1,4 тыс. руб. «Тренд сдержанной положительной динамики сохраняется устойчиво на протяжении последних полутора лет»,— замечает госпожа Волобуева.

Автор: Александра Мерцалова

Источник: Коммерсантъ

Просмотров: 2447 Назад к списку
-->