За какую рекламу медизделий штрафует ФАС
Наибольшее количество штрафов, выданных Федеральной антимонопольной службой за нарушения законодательства о рекламе при продвижении медицинских изделий, касается предупреждения о противопоказаниях. Оно либо отсутствует, либо неправильного размера/некорректного формата. Кому-то это может показаться мелочью, но только не ФАС: она отслеживает соблюдение всех требований и штрафует нарушителей, среди которых встречаются аптеки.
Что показал мониторинг
Юридическая компания Seamless Legal проанализировала свыше 400 дел Федеральной антимонопольной службы о нарушениях в рекламе медицинских изделий за последние пять лет.
«Больше половины штрафов были наложены в связи с нарушением предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом», — рассказал глава практики фармацевтики и здравоохранения фирмы Всеволод Тюпа на конференции «Рекламное право 2022».
Например, в рекламе давалась ссылка на сайт, где было размещено сообщение: «Вы только что ознакомились с информацией о медицинском изделии, пожалуйста, учтите, что имеются противопоказания к применению, необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться с врачом». Однако закон такой креатив не поддерживает. Предупреждение должно быть непосредственно на рекламном материале, напомнил эксперт. Еще одно дело было связано с площадью надписи менее 5% размера объявления. Несмотря на то, что рекламодатель уверял, что нарушение было допущено при некорректном переводе из формата Word (базового файла) в формат картинки, избежать штрафа не удалось.
Многие участники рынка заблуждаются, думая, что отсутствие предупреждения или его неправильное оформление — мелкое и чисто формальное нарушение, на которое ФАС даже не обратит внимание. Но это не так, подчеркнул Тюпа. Очевидность нарушения (правильный дисклеймер либо есть, либо нет) делает его доказывание для ФАС легкой задачей, добавил эксперт.
Какие есть исключения
В отдельных случаях дисклеймер действительно не требуется. Однако перечень таких исключений очень небольшой (реклама в изданиях и на мероприятиях для врачей и фармацевтов; иная реклама, потребляемая только врачами и фармацевтами), тогда как многие компании толкуют его слишком широко, ошибочно думая, что можно не делать предупреждение и в некоторых иных случаях.
«ФВ» показал юристу фотографию с просьбой прокомментировать ее с точки зрения Закона о рекламе: на ступеньках аптеки (со стороны улицы) размещены огромные стикеры с обещанием скидки пенсионерам и врачам при покупке тестов на COVID-19, пульсоксиметров, облучателей. Надпись о наличии противопоказаний на них отсутствует.
«Рекламодатель может полагать, что раз пациент находится непосредственно у аптеки или заходит в нее, то и предупреждение о противопоказаниях ему в понятной форме может преподнести фармацевт, — предположил Тюпа. — Хотя приведенная позиция не лишена логики, она может привлечь внимание ФАС».
По словам эксперта, количество таких дел в последние годы идет на спад, но в относительно недавней практике антимонопольной службы они все же встречаются. Например, в отношении одной из аптек ФАС возбудила дело за нарушение ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» даже не за отсутствие дисклеймера, а за его недостаточный размер на рекламном плакате, размещенном в окне фарморганизации.
Таким образом, следует исходить из того, что ФАС не будет делать скидку на удаленность рекламного материала от помещения аптеки, и она будет оценивать его с учетом всех требований закона, резюмировал Тюпа.
Всеволод Тюпа: «Мы бы рекомендовали аптечным организациям подходить к рекламе внутри помещения и в непосредственной близости к нему с той же тщательностью, что и к иным рекламным материалам. В том числе следить за наличием дисклеймеров о противопоказаниях и их правильным оформлением».
Кстати, среди изученных юристами дел несколько касаются рекламирования медизделий, применение которых требует специальной подготовки. Согласно закону, такая реклама допускается лишь в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для мед- и фармработников специализированных печатных изданиях. То есть действует тот же режим, что и для рецептурных лекарств. Сложности возникают в связи с тем, что не по всем медизделиям есть четкая информация, необходима ли для их применения особая подготовка.
В 2020 году вышло письмо ФАС, в котором антимонопольная служба указала, что этот вопрос находится вне ее компетенции, и решать, относится ли изделие к такой категории или нет, может только Росздравнадзор. Но ждать, что эта служба будет оперативно реагировать на такие обращения, не стоит, констатировал Тюпа.
Что советуют юристы
«Мы бы рекомендовали аптечным организациям подходить к рекламе внутри помещения и в непосредственной близости к нему с той же тщательностью, что и к иным рекламным материалам. В том числе следить за наличием дисклеймеров о противопоказаниях и их правильным оформлением», — сказал «ФВ» Тюпа.
Также важно при открытии аптеки убедиться, что на новом месте не осталось ненадлежащих рекламных материалов от предыдущего владельца, предупредил спикер.
За отсутствие надлежащего дисклеймера о противопоказаниях в рекламе лекарств и медицинских изделий должностное лицо аптеки могут оштрафовать на сумму до 20 тыс. руб., а саму аптеку — на сумму до 500 тыс. руб.
Источник: pharmvestnik.ru