Рынок indoor в ретейле
Поправки к закону «О торговле», снижающие объём бонусов, которые производители платят ретейлерам, дошли до второго чтения в Госдуме, их рассмотрение состоится сегодня, 22 июня. Если документ будет поддержан, поставщики не смогут платить сетям более 5% от стоимости поставки, тогда как сейчас только премия за объём закупки (ретробонус) составляет до 10%. Уместить в те же 5% маркетинг, рекламу и другие сопутствующие услуги, которые сейчас оплачиваются отдельно, будет затруднительно, считают участники рынка.
Между тем сейчас продвижение товаров в местах продаж, к примеру, с помощью рекламных баннеров внутри магазинов — один из самых эффективных способов коммуникации с потребителем. Поэтому очевидно, что если сетям запретят брать деньги с поставщиков за рекламу в магазинах, то это за них сможет сделать кто-то другой, ведь, как известно, свято место пусто не бывает. Занять его сможет нанятый селлер, подобный тем, которые, например, управляют рекламным временем на телевидении. Такой вариант в разговоре со мной допустил топ-менеджер крупной торговой сети. По его словам, селлер получит в управление рекламные площади той или иной сети. Естественно, его посреднические услуги придется оплачивать — в случае с рекламой на телевидении их цена достигает 10-12% стоимости контракта. Кстати, ретейлеры уже прибегают к услугам селлеров в части управления мониторами.
Руководитель «Vi Плазма» (продавец рекламы в супермаркетах, кинотеатрах и др.) Александр Фомин рассказал, что когда компания в конце 2005 года вышла в сегмент indoor-рекламы, то начинала как раз с продаж размещения рекламы на цифровых конструкциях в продуктовом ретейле. Сегодня именно розничные сети позволяют проводить федеральные рекламные кампании и добиваться наибольшего охвата аудитории в сегменте indoor-рекламы, подчеркнул эксперт. В том числе, поэтому доля рекламы внутри магазинов в общем объёме бюджетов сегмента indoor по разным оценкам составляет около 45-50%. Представитель «Vi Плазма» признал, что развитие отношений с продуктовым ретейлом может быть интересным, но все будет зависеть от конкретных предложений.
В целом такая схема может устроить всех: ретейлеры не потеряют своих доходов из-за выпадения маркетинговых платежей, а поставщики сохранят возможность продвигать свою продукцию в сетях, повышая продажи и выводя на рынок новые продукты. Однако снизить затраты производителей на рекламу в рознице, а именно этого добивались депутаты и сенаторы, предложившие переписать закон, вряд ли удастся. Появление посредника, скорее всего, увеличит стоимость услуг по продвижению в магазинах как минимум на размер его вознаграждения.
Автор: Анастасия Дуленкова
Источник: «Коммерсантъ»